1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о требованиях к оформлению и содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Положение) разработано в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) - нормативный документ, определяющий цели, объем, порядок и содержание курса дополнительного образования, содержащий календарно-тематический план, характеризующий формы, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки результатов образовательной деятельности педагога и обучающихся в освоении Программы.
1.3. Программа является составной частью образовательной программы ИП Пономаревой Ю. А. и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность и последовательность в работе педагогов.
1.4. Выделяется несколько типов дополнительных общеобразовательных программ:
1.4.1. Типовые программы – представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
1.4.2. Модифицированные программы – по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми) - измененные с учетом особенностей организации и формирования учебных групп, режима временных стандартов осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).
1.4.3. Экспериментальные программы – призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменении принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации могут перейти в статус авторской программы.
1.4.4. Авторские программы – полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации.
1.5. По признаку ориентированности «общее – профессиональное» выделяют 2 вида:
1.5.1. Общеразвивающие - программы, направленные на решение задач формирования культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте; нацеленные на создание базовых стандартов образованности. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области и обогащение навыками общения, совместной деятельности в освоении программы.
1.5.2. Предпрофессиональные – программы, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявить личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММ
Программа содержит обязательные структурные элементы:
2.1. Титульный лист
Титульный лист содержит:
- полное наименование ИП;
- название Программы;
- срок реализации Программы;
- направленность Программы;
- название города;
- год разработки Программы;
Программа заверяется подписью ИП Пономаревой Ю. А.
2.2. Пояснительная записка, которая кратко и обоснованно раскрывает:
- направленность Программы;
- новизну, актуальность;
- цель и задачи Программы (обучающие, развивающие, воспитательные);
- отличительные особенности данной Программы от уже существующих (ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная Программа);
- этапы реализации Программы, их обоснование и взаимосвязь;
- возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, особенности набора обучающихся;
- сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- режим занятий (общее количество часов в год, количество занятий в неделю, периодичность занятий).
2.3. Учебно-тематический план с указанием:
- перечня сроков, разделов, тем;
- количества часов по каждой теме с разделением на теорию и практику;
- формы занятий;
- формы подведения итогов.
2.4. Содержание изучаемого курса представляет собой краткое описание разделов и тем внутри разделов, в порядке, определенном учебно-тематическим планом, в том числе:
- указание названия темы;
- перечисление основных узловых моментов, которые излагаются в рамках данной темы.
2.5. Методическое обеспечение - обоснованное и лаконичное описание всех условий реализации Программы, необходимого ресурсного обеспечения (материального, финансового, информационного, технического) с необходимыми приложениями.
2.6. Календарный учебный график.
2.7. Список источников, который составляется в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
2.8. Приложение
К Программе могут быть добавлены приложения различного характера:
- наглядный и раздаточный материал по тематике занятий;
- словарь специальных терминов с пояснениями;
- конспекты, сценарии;
- образцы;
- методические разработки;
- работа с социумом;
- воспитательная работа;
- диагностические материалы;
- видео- и аудиозаписи, фотоматериалы, электронные ресурсы и др.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММ
3.1. Содержание Программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурным особенностям регионов;
- определенным возрастным категориям (младший, средний, старший (подростковый) школьный возраст);
- современным образовательным технологиям.
3.2. Содержание Программы может быть направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3.3. Программы могут иметь следующие направленности:
- техническую,
- естественнонаучную,
- физкультурно-спортивную,
- художественную,
- туристско-краеведческую,
- социально-гуманитарную.
3.4. Содержание Программы обновляется по мере необходимости.
4. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ (ПРИНЯТИЯ) И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММ
4.1. Утверждение Программы осуществляется приказом ИП Пономаревой Ю. А.
При реализации Программ запрещается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
4.2. Педагог обязан соблюдать на занятиях утвержденную Программу.
4.3. При реализации Программы должны учитываться достижения современной педагогической науки, социальные изменения, региональные особенности и проводиться соответствующая корректировка Программы в соответствии с Положением.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Аннотации к Программам размещаются на официальном сайте ИП Пономаревой Ю. А. в порядке, установленном локальными актами ИП Пономаревой Ю. А.
5.2. Программы являются обязательной частью документации ИП Пономаревой Ю. А. и хранятся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.